В Черногории и России двухглавый орел откуда? Антихристы…

Хотя и лежит в мавзолее мумия Ленина под рубиновыми звездами цвета крови, что является для Бога -творца и христианства великим грехом от людей. Но в тоже время в России и Черногории на всех монетах и знаменах красуется двухглавый орел.

hittiteeagle.jpg

 

Что это за символ? Доподлино известно . что в 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом .Известно также ,что  он изображался в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры,а  до этого был в Шумере и Вавилоне. На груди  Орла в Российской традиции – изображение Святого Георгия, который почитался на Руси как покровитель воинов, землепашцев и всей земли русской.

император

император

Изображение Небесного Воина на белом коне, поражающего копьем Змия, помещалось на великокняжеских печатях, знаменах (стягах) княжеских дружин, на шлемах и щитах русских воинов, монетах и печатных перстнях – знаках отличия военачальников. Изображение Святого Георгия издревле украшало герб Москвы, ведь сам Святой Георгий со времен Дмитрия Донского считался покровителем города.1095339371.jpgОсвобождение от татаро-монгольского ига (1480 г.) ознаменовалось появлением на шпиле Спасской башни Московского Кремля теперь уже русского двуглавого орла. Символа, олицетворяющего верховную власть государя-самодержца и идею объединения русских земель. Двуглавые орлы, встречающиеся в гербах и других государств, получивших их от разрушевшейся Римской империи в наследство. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран.

В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской (впоследствии Германской) Империи. Орел изображался черным на золотом щите с золотыми же клювами и когтями. Головы Орла были окружены нимбами. Таким образом, формировалось понимание образа двуглавого Орла как символа единого государства, состоящего из нескольких равноправных частей. После распада империи Сигизмунда I в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия, и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров. Кстати и на Руси  и в Сербии-Черногории звание «царь» происходит от римского «цезарь» 3.jpg

В 1480 г. после «Стояния на Угре», ознаменовавшем окончание 240-летнего монголо-татарского ига, когда Иоанн III становится самодержцем и государем «всея Руси» , бывший византийский золотой двуглавый Орел приобретает значение русского государственного символа. Головы Орла венчает самодержавная шапка Мономаха, он берет в свои лапы крест (не четырехконечный византийский, а восьмиконечный – русский) как символ Православия, и меч, как символ продолжающейся борьбы за независимость Русского государства, завершить которую удается только внуку Иоанна III – Иоанну IV (Грозному).В европейской геральдике наряду со львом ,как в Сербии и Черногории, часто появляется, как правило, стилизованное изображение орла. Именно его воспетые героические качества способствовали тому, что многие правители делали его своим гербовым символом, как, например, немецкие (герцоги Баварии, Силезии и Австрии, маркграфы Бранденбурга) и польские короли.

Стремление к сохранению симметрии при воспроизведении плоского изображения в анфас уже довольно рано привело к его образному представлению как двуглавого «двойного орла», которого позаимствовали из древневосточных культур. С 1433 г. такое изображение появилось на гербе кайзера Священной Римской империи. После ее распада (1806) орел стал символом Австрийской империи (до 1919-го), царской России (до 1917-го), сербских королей и — по сегодняшний день — частью албанского государственного герба. Двуглавость связывается с двояким титулом правителя: «Кайзер Священной Римской империи» и «германский король».

Трехглавого орла с двумя головами на концах крыльев использовал в качестве гербового изображения миннезингер Рейнмар фон Цветер. Историк геральдистики А.Г. Беклер в 1688 г. сопоставил слова «орел» («Adler») и «дворянство» («Adel») и, рифмуя их, писал следующее: «Дворянство проистекает от королевского орла, потому, где нет орла, там не может быть и дворянства. Королевский орел — лучший защитник дворянства, а тень от орлиных крыльев на пользу лишь орлу». В другом месте Бёклер указывает: «Орел — царь среди пернатых, он может смотреть на солнце острым взглядом, он никогда не упустит свою добычу, он способен омолаживаться и может летать выше всех, и наблюдающие его полет всегда усматривают в нем предвестника будущей победы. И когда Ромул впервые увидел на Авентине орла, то он воспринял его как предвестника радостного события, после чего повелел вместо знамени нести перед войском орла. Все породы орлов — хищные птицы, и лишь самые маленькие из них и самые никудышные нападают на угрей. Орел не является персонификацией Его Королевского Высочества, это — герб Римской империи. Орел в золотом обрамлении обозначает Господа Бога, звезда которого ярко сияет, и он вносит успокоение, и пропадает всякий страх».

Пераст

Пераст

На груди у Черногорского орла -Лев. Лев, в мифологиях и фольклоре многих народов Африки, Западной, Южной и Восточной Азии символ высшей божественной силы, мощи, власти и величия; солнца и огня. С образом Льва связывают также ум, благородство, великодушие,  доблесть,  справедливость, гордость, триумф, надменность, бдительность, храбрость. Особой семантикой обладает образ львицы: она — и символ материнства, и атри-бут многих богинь-матерей, и воплощение сладострастия. Лев связан со многими женскими божествами: Артемидой Эфесской, Кибелой, Гекатой, Аталантой, Реей, Опс и др.
В древних культурных традициях Льва нередко называют царя, героя и просто мифологизированный персонаж. В Ветхом завете с Львом сравниваются Иуда, Дан, Саул, Ионафан, Даниил и др., а сам Лев характеризуется как «силач между зверями» (Притч. 30, 30). В некоторых древних языках Ближнего Востока (в частности, в хаттском) роль Льва как символа мощи божественного героя или царя отражается в обозначении Льва и герояцаря одним словом. Получается просто один царь птиц ,а лев- царь зверей.

В средневековых бестиариях (сказания из животного мира) орел сравнивается с праотцем Адамом. «Царь всех птиц» витает в поднебесье, однако мгновенно падает на землю, как только замечает пищу земную. Адам первоначально также витал в поднебесье, затем он заметил запретную пищу, которая притянула его к земле. «После своего невероятного подъема ввысь он снова сблизился с плотью физического наслаждения и утерял всякое духовное озарение» (Унтеркирхер).

От Шумера к Ассириии и Вавилону,дальше к Византии — потом к Росссии,балканским государствам…Но всё это гадание на кофейной гуще — нужно знать,что герб означал изначально.И отчего он был так привлекателен для разных государств? Орел или двухглавый орел пришел из древнего Вавилона и являлся языческим символом или скорее божеством. Все изображения зверей и птиц ,которым поклонялись как божествам в Египте и Вавилоне ,являлись проявлениями язычества (после смешения языков Богом в древнем Вавилоне) и богоборчества. символ масонской ложи Двухглавый орел является также символом ордена Масонов. Что касается  Святого Великомученика и Победоносца Георгия, поражающего копьем Змия -тут длинная история.

Святой великомученик Георгий Победоносец, родом из Каппадокии (область в Малой Азии), вырос в глубоко верующей христианской семье. Его отец принял мученическую кончину за Христа, когда Георгий был еще в детском возрасте. Мать, владевшая имениями в Палестине, переселилась с сыном на родину и воспитала его в строгом благочестии.

Поступив на службу в римское войско, святой Георгий, красивый, мужественный и храбрый в сражениях, был замечен императором Диоклитианом (284 — 305) и принят в его стражу со званием комита — одного из старших военачальников.ib117.jpg

Император-язычник, много сделавший для возрождения римского могущества и ясно понимавший, какую опасность представляет для языческой цивилизации торжество Распятого Спасителя, в последние годы правления особенно усилил гонения на христиан. На совете сената в Никомидии Диоклитиан предоставил всем правителям полную свободу в расправе над христианами и обещал свою всемерную помощь.

Святой Георгий, узнав о решении императора, раздал нищим своё наследство, отпустил на волю рабов и явился в Сенат. Мужественный воин Христов открыто выступил против императорского замысла, исповедал себя христианином и призвал всех признать истинную веру во Христа: «Я раб Христа, Бога моего, и, уповая на Него, предстал среди вас по своей воле, чтобы свидетельствовать об Истине». «Что есть Истина?» — повторил вопрос Пилата один из сановников. «Истина есть Сам Христос, гонимый вами», — отвечал святой.

Ошеломленный дерзновенной речью доблестного воина, император, который любил и возвышал Георгия, попытался уговорить его не губить своей молодости, славы и чести, но принести, по обычаю римлян, жертву богам. На это последовал решительный ответ исповедника: «Ничто в этой непостоянной жизни не ослабит моего желания служить Богу». Тогда по приказу разгневанного императора оруженосцы стали копьями выталкивать святого Георгия из зала собрания, чтобы увести в темницу. Но сама смертоносная сталь становилась мягкой и гнулась, как только копья касались тела святого, и не причиняла ему боли. В темнице мученику забили ноги в колодки и придавили грудь тяжелым камнем.

На другой день на допросе, обессиленный, но твердый духом, святой Георгий вновь отвечал императору: «Скорее ты изнеможешь, мучая меня, нежели я, мучимый тобою». Тогда Диоклитиан повелел подвергнуть Георгия самым изощренным пыткам. Великомученика привязали к колесу, под которым были устроены доски с железными остриями. При вращении колеса острые лезвия резали обнаженное тело святого. Сначала страдалец громко призывал Господа, но вскоре затих, не испуская ни единого стона. Диоклитиан решил, что истязаемый уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром, и был слышен глас: «Не бойся, Георгий, Я с тобою».

Затем воссиял дивный свет

Котор

Котор

и у колеса появился Ангел Господень в образе светоносного юноши. И едва возложил он руку на мученика, сказав ему: «Радуйся!» — как святой Георгий восстал исцеленным. Когда воины отвели его в капище, где был император, последний не верил глазам своим и думал, что пред ним другой человек или призрак. В недоумении и ужасе всматривались язычники в святого Георгия и убеждались в том, что действительно произошло чудо. Многие тогда уверовали в Животворящего Бога христиан. Два знатных сановника, святые Анатолий и Протолеон, тайные христиане, тотчас открыто исповедали Христа. Их тут же, без суда, по приказу императора усекли мечом. Познала истину и царица Александра, супруга Диоклитиана, находившаяся в капище. Она тоже порывалась прославить Христа, но её удержал один из слуг императора и увел во дворец.

Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклитиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона. В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».

Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое испытание — он предлагал ему стать своим соправителем. Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?» — спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились.

Поднялось всеобщее смятение. На святого мученика в неистовстве накинулись жрецы и многие из толпы, связали его, стали бить и требовать немедленной казни.

На шум и крики поспешила святая царица Александра. Пробираясь через толпу, она кричала: «Бог Георгиев, помоги мне. так как Ты Един Всесилен». У ног великомученика святая царица славила Христа, уничижая идолов и поклонявшихся им.orel3.gif

Диоклитиан в исступлении немедленно вынес смертный приговор великомученику Георгию и святой царице Александре, которая без сопротивления последовала за святым Георгием на казнь. По дороге она изнемогла и без чувств прислонилась к стене. Все решили, что царица скончалась. Святой Георгий возблагодарил Бога и молился, чтобы и его путь окончился достойно. На месте казни святой в горячей молитве просил Господа, чтобы Он простил мучителей, не ведавших, что творят, и привел их к познанию Истины. Спокойно и мужественно святой великомученик Георгий преклонил свою главу под меч. Это было 23 апреля 303 года.

85040679_DSC04859Из многих чудес, совершенных святым великомучеником Георгием, наиболее известное запечатлено в иконографии. На родине святого, в городе Бейруте, было много идолопоклонников. Около города, близ Ливанских гор, находилось большое озеро, в котором жил громадный змей. Выходя из озера, он пожирал людей, и жители ничего не могли поделать, так как от одного его дыхания заражался воздух.

По научению бесов, живших в идолах, царь принял такое решение: каждый день жители должны были по жребию отдавать в пищу змею своих детей и когда очередь дойдет до него, он обещал отдать свою единственную дочь. Прошло время, и царь, нарядив ее в лучшие одежды, отправил к озеру. Горько плакала девушка, ожидая смертного часа. Неожиданно к ней подъехал на коне великомученик Георгий с копьем в руке. Девушка упрашивала его не оставаться с ней, чтобы не погибнуть. Но святой, увидев змея, осенил себя крестным знамением и со словами «во Имя Отца и Сына и Святого Духа» устремился на него. Великомученик Георгий пронзил гортань змея копьем и попрал его конем. Затем он велел девушке связать змея своим поясом и, как пса, вести в город. Жители в страхе разбегались, но святой остановил их словами: «Не бойтесь, но уповайте на Господа Иисуса Христа и веруйте в Него, ибо это Он послал меня к вам, чтобы спасти вас». Затем святой убил змея мечом, а жители сожгли его за городом. Двадцать пять тысяч человек, не считая женщин и детей, крестились тогда, и была построена церковь во имя Пресвятой Богородицы и великомученика Георгия.orel4.jpg

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси. Кстати , страна Грузия,принявшая христианство, ранее называлась Иверией и в честь именно Святого Георгия стала Джорджией или с транскрипцией Грузией.

По сатанинской воле все перемешано в наши дни .И ложь и правда и мумия Кумира и символ языческого Вавилона ,унаследованный богоборческой Римской империей в виде орла и звездами и символы Христианства в виде мученика Георгия .Беды и смуты, нестабильность и войны преследуют Европу ,Балканы и Россию с небольшими историческими перерывами. Время Антихристово пока продолжается до великого дня Армагеддона.

Что это за слово и понятие простыми словами и как это будет,  строго по Священному Писанию , поведаем в следующем посте.

использованны материалы  Русь  Великая и Каталог символов.

Москва — Свач на авто .Свач и Шацкое озеро.Монголы в Черногории

                                                                    Вступление

В этом году я решил поехать в новое авто- путешествие из Москвы к покинутому городу Свачу, что на границе Черногории и Албании. По видимому  где-то в моем генотипе сидят фрагменты , оставшиеся от каких-то кочевых предков.

В прошлом году я съездил на опельке-корсе  до Туапсе и этим как-то удовлетворил свои внутренние порывы к перемещениям и осмотрел черноморское побережье .

Москва - Свач на авто .Свач и Шацкое озеро.Монголы в Черногории

нашествие Батыя

В этом году ,одновременно с подготовкой к поездке на Адриатику я заинтересовался историей государства Зета и Дукля , располагавшихся раньше на  территории нынешней Черногории,  и историей завоевания Европы предводителем гуннов Аттилой ,а впоследствии повторное нашествие кочевников на Европу в лице хана Батыя.Если Аттила ,герой  для истории не до конца ясный и до конца понятый. Батый ,как яркий представитель Чингизидов , и проводник политики Чингисхана, достаточно известен и колоритен .Больше всего меня заинтересовало как степные ребята из внутренних южных районов континентальной Азии домчали до Европы и оставив за собой пепелища на Руси ,не поленились  биться с  рыцарскими воинствами Венгрии, Польши, Чехии ,а потом еще дойти до границ современной Албании на юге и Вены на Западе.

Професcиональные историки много спорят о коллизиях тех событий, выдвигая различные версии.Мне стало интересно проехать на моем Туксоне в направлении Батыя до разоренного им-же города Свача , чьи развалины покоятся на берегу Шацкого озера вблизи с бывшей пиратской столицы Ульцинь. При этом маршрут лежал через Рославль и в дальнейшем белорусский Бобруйск, затем украинский Ковель и Львов. После пересечения Венгрии дорога уходила в Сербию и заканчивалась на границе Черногории и Албании.         

Москва - Свач на авто .Свач и Шацкое озеро.Монголы в Черногории

карта походов Батыя

                                                   

  Начало-Русь.

Дело происходило ранней весной и будучи еще достаточно свежим , я достаточно быстро доехал до городка Рославль. После 100 км от Москвы стало гораздо реже видны на трассе дорогие и очень дорогие авто японского и немецкого производства  и все больше отечественные.

По сравнению с трассой Дон на этом направлении М101 гораздо меньше фур .Так как ехать было решено и в ночное время, кое-какие подробности из данного участка пути были упущены.  Запомнились обычные для нашей провинции лужи ,грязь и плохое состояние дорог.  Гаи тоже не беспокоила , -только один раз перед заездом в смоленскую область на стационарном посту  остановил капитан и очень вежливо наказал на 300 руб за превышение скорости на 20 км — но был вежлив и учтив . В Рославле остановился в гостинице на ночь .

Москва - Свач на авто .Свач и Шацкое озеро.Монголы в Черногории

Хан Батый (Бату) внук Чингисхана

 

После Завершения  войны в Китае, один из четырех сыновей Чингис-хана  Угедей  в 1235 году собрал большой совет- курултай. На курултае, как сообщает средневековый историк Рашид-аддин, было решено, что объединенная армия под командованием хана Батыя должна окончательно покорить весь Урал ,поволжский регион(Волжская Булгария),  Черкесию( предгория Кавказа) и Русь . Поход в Западную Европу не планировался и получается, что Батый предпринял его по собственной инициативе.
В походе участвовали 11 царевицей-чингизидов, среди них – Мункэ, Гуюк, Кадан, Орду, Байдар, Бирюй, Бечак, Бурундай и т.д. Батый получил любимца Чингиз-хана, великого полководца Субэтая, в качестве главнокомандующего, а его штаб – в качестве военного совета.
Армия Батыя насчитывала до 150 тысяч воинов, но эту цифру считают завышенной: так, Рашид-ад-дин пишет, что общая численность монгольского войска для войны на трех фронтах в Китае, Срейней Азии и на землях кыпчаков была 129 тысяч человек и два тумэна чжурчженьских – для обслуживания боевых машин. Стоит  отметить , что современные татары это совсем не родственники великой армии Батыя. Казанцы или кыпчаки назывался во времена чингизидов эта народность. Впоследствии  вошедшая как и многие другие покоренные народы в состав Орды.
В войске Батыя было лишь несколько тысяч монголов ,которые составляли элитный спецназ и по жизни очень мало ходили пешком , совещались ,ели и даже спали в седле. С самого детства ничего кроме навыков скотоводства и военного ремесла не знавшие. В основном же армия Батыя состояла  из тюркских народов из Алтая, Тюркестана, Средней Азии,  Казахстана.

Москва - Свач на авто .Свач и Шацкое озеро.Монголы в Черногории

Орудия для разрушения крепостей монголами


Среди технических спецов по тяжелому стенобойному вооружению у Батыя служили пленные китайцы-инженеры, далеко уже тогда ушедшие в технических познаниях. И ,кстати,в  итоге потихоньку построившие Великую китайскую стену, отгородившую  от доставших кочевников.

roslavl.jpg

Церковь иконы казанской божьей матери в Рославле

До границе с Белоруссией  по смоленской области ничего особенно примечательного не наблюдалось. На границе тоже ничего особенного: проверили зеленую карту(страховку на авто) и была возможность обмена российских рублей на белорусские. Государственные автозаправки берут все-же местную валюту , частные -и евро и рубли. Еще на границе отметил ,что кардинально изменилась форма подачи новостных и развлекательных радиопередач.

Как будто вернулся в 80-е года СССР. В эфире нет сленга ,мало пошлостей и мажорная простоватая музыка (по нашему отстой, но порой приятно).Дороги стали гораздо лучше ,а придорожная территория более ухожена.Названия населенных мест умилительные и произносятся оригинально и с характерным шармом. Люди с которыми приходилось  общаться поругивают власти за низкий уровень жизни  , но не агрессивно и аккуратно. Бобруйск  не очень уютный городок и проезжать его не стоит. Оптимальный маршрут Москва-Смоленск-Брест и на западную Украину. Скоростная трасса до Бреста хоть  и условно-платная (три раза возьмут по 20 российских рублей), но по европейски качественная.

Гайцы  в Белоруссии есть ,но мы не общались по причине постоянно предупреждающих сигналов фарами от коллег по трассе. На украинско-белорусской  границе постоял час-полтора и попал к очень озабоченным своим благосостоянием украинским погранцам. Дошло до смешного-два сотрудника спешно стали заполнять мою эмиграционную карту за меня попросив что-нибудь на пиво.

Пройдя границу следую на город Ковель по умеренно отвратительной дороге, сразу напомнившей российскую глубинку.    

  Весной 1237 года левое крыло армии Батыя напало на осетин и кыпчаков. В дельте Иделя –река Волга, погиб храбрейший из кыпчакских вождей – Багман. Батыево войско прекрасно чувствовало себя в степях и вообще на равнинном малолесье.
Тогда татаро-монголы применили тактику обхода и окружения, или проще, облаву. Не ослабляя нажима на кыпчаков в северо-кавказских степях, они двинули правое крыло войск на север и осенью 1237 года подчинили буртасов, эрзю и мокшу, подойдя к границам Рязанского княжества. Начался поход на Русь. Во главе этих отрядов стоял Батый, а южной армией командовал царевич Мункэ.

 В походе на запад под общим руководством Бату приняли участие ханы-чингизиды Орда, Байдар, Бури, Кадан, Бучек, Менгу и Гуюк. Последние два вскоре после начала осады Киева были отозваны в Монголию великим ханом Угэдеем, что не должно было снизить общее количество воинских подразделений. Кроме собственно «принцев крови» в летописи среди вождей названы знаменитый Субэдей-багатур, громивший русские дружины еще на Калке в 1223 г., а также прославившийся убийством великого князя Юрия Всеволодовича Бурундай-багатур.
План монгольского командования заключался в том, чтобы в то время, когда кыпчаки держали оборону на Тане, зайти к ним в тыл и ударить по незащищенным преднепровским кочевьям. Черниговское княжество было в союзе с кыпчаками, следовательно, надо было пройти еще севернее – через Владимирское княжество.

Москва - Свач на авто .Свач и Шацкое озеро.Монголы в Черногории

Монгольское вторжение в Южные и Западные земли Руси. 1239—1242 гг.


Батый разгромил войско Рязанского княжества, а во Владимирском взял 14 городов и разбил войско князя Юрия II на реке Сить, затем после двухнедельной осады 5 марта 1238 года взял Торжок.
Согласно монгольским правилам войны, те города, которые подчинились добровольно, получали название “гобалык” –“добрый город”. Татаро-монголы с таких городов взымали лошадей и зерновые для своих нужд. Город и окрестные деревни не жгли .Но и другие города, не успевшие вовремя сдаться, страдали недолго. Так как татары нигде не оставляли гарнизонов, то подчинение носило чисто символический характер. Густые или заболоченные леса страшили кочевников и они их обходили. После ухода татаро-монгольского войска разбежавшиеся по лесам жители возвращались домой, и все шло по старому.
Русские князья, разгромленные в 1223 году на берегу реки Калке, хорошо усвоили неодолимость тактики Субэтая. Они не только не стали покровительствовать кыпчакам, а даже без боя стали про

пускать татарские войска через свои территории. Кому урок на реке Калке не пошел впрок, тех Батыевские орды разгромили. Китайские инженеры обеспечивали Батыю проломы в любых крепостных стенах. Камни по 80-120 кг набирали хорошую скорость вылетев из метательных сооружений  методично разрушали кладку на протяжении нескольких суток.

pict3555.JPG

карпаты украина

На вооружении имелись и пороховые зажиги для деревянных крепостей.
Богатые приволжские города, находившиеся в составе Владимирского княжества – Ярославль, Ростов, Углич, Тверь и другие, вступили в переговоры с Батыем и избежали разгрома. Больше всего пострадало Черниговское княжество. В 1238 году Батый повернул войска на юг и семь недель осаждал Козельск, который был объявлен “злым городом”, так как его князь Мстислав Святославич казнил послов. Татаро-монголы полагали, что подданные злого правителя несут ответственность за его преступления. Поэтому Козельск был взят, а население полностью истреблено.Интересно что рядом с Козельском сейчас расположено большое село, в котором в те времена стояли войска Батыя, осаждавшиех город. Так вот ,до сих пор ,между горожанами и этими селянами существует жуткая неприязнь и их жители между собой не заключают браков.Помощи Козельску не оказали ни смоленские, ни владимирские князья, хотя у них и были войска. Видимо, они знали из-за чего гибнет город. И отнюдь ему не сочувствовали.
                                                                   

Украина

Участок между Ковелем и Львовом  самый на мой взгляд неудачный по качеству дороги. Если-же ехать по трассе Москва-Чернигов-Киев и потом по хорошей дороге добираться до Львова из Киева пройдет довольно много времени, так как по этому маршруту не наберешь скорости ,слишком много населенных пунктов и голодных гайцов. Не доезжая 100 км до Львова один такой остановил меня за превышение скорости на 30  км и пол-часа вынимал мозг ,требуя 100 евро .Показал банковские  карточки ,сказав что налом только 500 рублей и остальное гривны(не более чем на 10 евро).С тем и расстались, хотя он мне наверняка не поверил.На дорогах Западной Украины бросились в глаза отметки бывших военных подразделений Волынь и Галиция, воевавших во второй мировой войне на стороне Германии. Например на старых ладах этих ветеранов красуются красные тевтонские кресты на белом фоне. Отдельно надо сказать о Львове. Приятный чисто lvov.jpgевропейский город. Все пропитано польским и австро-венгерским духом. На улицах каменные мостовые и в архитектуре вплоть до мелочей готика ,католицизм и прочая западноевропейщина.  Местные говорят ,что зря их называют бандеровцами, просто они ближе к Европе и у них другая культура. Ряд ом по пути на Карпаты есть еще древний городок Стрый. Там вообще узкие средневековые улочки и рядом замки-крепости, удивительно крепко и красиво построенные  много столетий назад. При переезде через Карпаты  надо помнить, что при повышенной скорости очень резко меняется давление и соответственно закладывает уши и немного колбасит. Пейзажи красивые ,но в Черногории Балканы красивее. Дорога неплохая ,но цены в местных мотелях(готелях) кусаются,не менее 50 евро .

pict3562.JPG

На пограничном мосту через Тиссу

После спуска попадаем  через Мукачево в Чоп и стоим в очереди с местными перевозчиками бензина с Украины в Венгрию и самими венгерскими подданными, заправившимися дармовым украинским(а точнее российским) бензином .

Стоимость бензина в Венгрии примерно полтора евро за литр. Поэтому на прекрасном автобане на Будапешт и потом на Сербию  очень  редко встретишь кроссовер или внедорожник c местными номерами. Граница пройдена более цивилизованно чем при въезде на Украину . Появилась огромная очередь из фур .С  тонированных авто требуют снять пленку на передних боковых ,но неумытые и запыленные авто свободно проезжают  без мойки в Евросоюз. Венгры встречают обыденно ,но тщательно проверяют  груз в легковушках, особенно у цыган. Переезжаем  погран-мост через Тиссу -вот и Европа на второй день пути.                                                                     

Тем временем Батый и братья подошли к Киеву. В целом если следовать принципу, что на каждого предводителя приходилось не менее одного тумена, то через Днепр должно было переправиться около 90 тысяч воинов.

По меркам средневековой Европы это была колоссальная армия. Такого полчища под стены Киева еще никогда не подступало. Ворот захватчикам, однако, никто открывать не стал. Гордые горожане, покинутые своим князем и брошенные в водоворот мировой истории в совершенном одиночестве, решили помериться силой с покорителями мира.

Москва - Свач на авто .Свач и Шацкое озеро.Монголы в Черногории

Киев и Батый

Киев был серьезной проблемой для  монгол. Крепость поражала своей мощью. Штурмовать ее с ходу значило положить под стенами значительную часть армии. Разумеется, последовала длительная осада, в ходе которой военные мастера Батыя имели возможность проявить все изыски своего «искусства брать города»: действовали 32 осадных орудия.  Только после продолжительной работы пороков и других механизмов, сумевших пробить в стенах большие бреши, начался массированный приступ:  В итоге Киев был взят -из 50 тысяч жителей в живых осталось около 2 тысяч , храбро оборонявшегося воеводу киевского посадника Дмитрия , хан Бату (Батый) велел оставить в живых за храбростью Далее монголы разорили Волынь и практически все небольшие селения.

Пережидать таяние снега для перехода Карпат пришлось около месяца , после чего монголы вошли в Европу.  Не раз указывалось, что монголы собирались сделать в Паннонии (Венгрии)  кормовую базу и основать ханскую ставку, чтобы совершать оттуда рейды в другие части Европы. Южнорусским землям, Киеву и Галиции, отводилась роль проездного пути из глубин Азии на цивилизованный Запад, пути завоевателей и грабителей, протоптанного еще в эпоху Великого переселения народов. Для надежности весь регион по линии Восток-Запад должен был быть приведен в состояние исключительной покорности, города захвачены и безоговорочно подчинены. С этих владений монголы не хотели получать богатые подношения, они просто хотели сделать их своими.

 

  Европа

Летом 1238 года Батый перешел в степь и соединился с южной армией, после чего часть кыпчакских орд, не хотевших добровольно войти в тюрко-монгольскую империю, бросив свои земли, стала отходить через современную Украину в Венгрию. Возглавлял их непокорный хан Котян. В глазах татаро-монголов такой поступок был приравнен к предательству, а кыпчаки, отступившие в Венгрию, представляли потенциальную опасность. Воевавшие в войске Батыя степные народы 

sdc13793.JPG

По дороге от Ульциня к Свачу

могли увидеть в Котяне и его войске пример не сдавшихся и непобежденных врагов . Поэтому было решено преследовать хана Котяна до тех пор, пока он не будет уничтожен, а кыпчаки не возвращены назад.В 1239 году татары проходя по нынешней Украине взяли Чернигов, а в 1240 году – Киев. Кроме того, часть татаро-монгольского войска была оттянута на Кавказ и в Крым. 

В начале января 1241 г. отдельный отряд монголов переправился через Вислу и штурмом захватил Люблин, а затем Завихост, разорил ближайшую округу и дошел вплоть до Рацибужа (Racibórz, нем. Ratibor). Во время отвода войск с Волыни нападению подвергся и Сандомир, после захвата которого монголы разгромили малопольские войска под Турском (13 февраля 1241 г.)4

Согласно сведениям венгерских источников, в 1237 году хан Котян обратился к венгерскому королю Беле IV с просьбой предоставить ему убежище. В 1239 году король Бела лично встретил и принял 40-тысячную орду хана Котяна на границе и велел королевским чиновникам расселить всех кыпчаков внутри Венгрии. Они поселились в междуречье Дуная и Тиссы, а также на восточных окраинах государства. Бела подписал с кыпчаками договор, согласно которому кыпчаки должны были принять католичество и составить крепкую силу, подчиненную королю Венгрии.

Это было роковой ошибкой Беллы.
Ранее в начале Великого похода Батыя царевичи Джебе и Субэтай наказали кыпчаков за то, что они бежали к русским князьям за помощью. Но урок не пошел впрок. Сейчас Котян со своей ордой бежит к венграм. Чингизиды и Батый оскорблены тем что половцы-кипчаки больше хотят ходить ползком у ног венгерского короля и принимать чужую веру, нежели добровольно войти в обширную тюрко-монгольскую империю и остаться ханом-вассалом ,но на своей родной  земле. Батый послал письмо королю Венгров, с требованием не пускать на свои земли кыпчаков. Король не пожелал подчиниться этому посланию и приказал убить послов. По своему принципу: “Друзья наших врагов – наши враги” — татаро-монголы решили наказать венгров.

Москва - Свач на авто .Свач и Шацкое озеро.Монголы в Черногории

Батый и рыцари крестоносцы

По обыкновению в составе монголо-татарских армий действовали отряды из покорённых ранее земель. Современники, с ужасом описывая происходящее, называли прежде всего куманов — половцев, а также другие соседние народы. Татары, «объединившись с кровожадным народом команов, со страшной жестокостью разорили страну», — сообщал автор Кёльнской хроники; «бóльшая часть этого гнусного народа с войском, состоящим из всех, к нему примкнувших, опустошают Венгрию с неслыханной жестокостью», — писал своему тестю, герцогу Брабантскому, граф Генрих Тюрингский. Особой свирепостью отличались отряды мордвы, действовавшие (как и в Польше) в авангарде монгольских войск. «Впереди них идут некие племена, именуемые морданами, и они уничтожают всех людей без разбора, — доносил некий венгерский епископ парижскому епископу Вильгельму (Гильому) III. — Ни один из них не осмеливается надеть обувь на ноги свои, пока не убьёт человека… Без колебания они разорили все земли и разрушили всё, что ни попадалось…» «…Численность их день ото дня возрастает, — сообщал о татарах некий брат-францисканец из Кёльна, — …мирных людей, которых побеждают и подчиняют себе как союзников, а именно великое множество язычников, еретиков и лжехристиан, [они] превращают в своих воинов». Под «еретиками» и «лжехристианами» латинские авторы-монахи могли иметь в виду и христиан греческого обряда, то есть православных, прежде всего, вероятно, алан и русских. Впрочем, об участии русских отрядов в войне в Венгрии мы можем говорить вполне определённо. Собственно, и Галицко-Волынская летопись недвусмысленно даёт понять, что поход в эту страну состоялся не без участия русских воевод (вспомним киевского тысяцкого Дмитра). «Рутенов» (русских) упоминает в составе монгольского войска и хорватский хронист Фома Сплитский, современник и очевидец нашествия татар: один из этих «рутенов» перебежал к венграм накануне решающей битвы.

Москва - Свач на авто .Свач и Шацкое озеро.Монголы в Черногории

Битва под Легницей 9 апреля 1241 г. Начало сражения. Миниатюра из «Жития Св. Ядвиги Силезской», 1353 г.

И Батый пошел походом на Европу. Венгерские феодалы, видя, какую беду на них навлекли кыпчаки, во дворце города Пеште убили Котяна и других пришлых с ним сановников. Узнав об этом, основная масса кыпчаков ушла на Балканы, по пути круша все на своем пути.

 Ушедшие кыпчаки поступили на службу к императору Никей Иоанну III Ватацу.
В 1241 году армия Батыя, перейдя Карпаты, шла на Венгрию. По пути они завоевали Польшу. Объединенная польско-немецкая армия Генриха Благочестивого, собранная из добровольцев-рыцарей, готовых умереть, но не пропустить татар в Европу, встретила одно крыло татарской армии при Лигнице 9 апреля 1241 года, а объединенная венгро-хорватская армия Белы IV решила уничтожить другой корпус татар при Шайо 11 апреля 1241 года. Обе армии были разбиты татарами наголову, а население, особенно в Венгрии, сильно пострадало.

Москва - Свач на авто .Свач и Шацкое озеро.Монголы в Черногории

Битва на реке Шайо , исход сражения решил обходной манёвр, который предпринял Батый. Предводитель монголов «послал войско через реку в верхнем её течении на расстояние одного или двух дней пути, чтобы они неожиданно с тыла напали на сражающихся на мосту противников… Вследствие этого исход дела принял неожиданный оборот. И после того как венгры пренебрегли предупреждением короля Коломана, тартары перешли через мост». Об обходном манёвре монгольских войск сообщают и источники восточного происхождения; правда, не вполне ясно, ниже или выше по течению реки он имел место. В этой ситуации татары прибегли к ещё одному приёму, который часто использовали: они «как бы открыли им некий проход и позволили выйти. Но не нападали на них, а следовали за ними с обеих сторон, не давая сворачивать ни туда, ни сюда». И когда татары увидели, что отступающие в беспорядке венгры «уже измучены трудной дорогой, их руки не могут держать оружия, а их ослабевшие ноги не в состоянии бежать дальше, тогда они начали со всех сторон поражать их копьями, рубить мечами, не щадя никого, но зверски уничтожая всех…» Жалкие остатки венгерского войска были прижаты к какому-то болоту, и те, кто избежал меча татар, утонули в трясине.

Батый пошел так же на Буковину и Румынию .Татаро-монголы подходили к городам с камнеметными орудиями, обозы с провизией на телегах с верблюдами скрипели телегами на всю округу. Как и на Руси битвы на открытых территориях начиналась лучниками и продолжались конным ударом монгольского спецназа и массовым натиском с двух сторон основных сил, в  этих битвах погиб цвет немецкого и польского рыцарства. Летучие отряды татар громили мелкие города и замки феодалов.

Многие религиозные деятели Европы считали орды Батыя Божьим проклятием или Бичем Божьим и открывали Святое Писание на книге Апостола Иоана и цитировали появление Гога из земли Магога в конце мировой системы вещей.  Венгры убили кыпчакского хана Котяна, но предательство не спасло от татаро-монгольского удара. Так как они вероломно убили и татарских послов. Такие крупные города, как Пешт, Варадин, Перег, Егрес, Темешварпали были разгромлены армией Батый-хана.

Москва - Свач на авто .Свач и Шацкое озеро.Монголы в Черногории

Карта основных маршрутов Туменов монголов в Европе

Интересно , что Батый по историческим источникам перед большой битвой , например молясь на холме при Шайо,  во время его вторжения в Венгрию,  «принёс жертву демонам, спрашивая их о том, хватит ли у него смелости пройти по этой земле. И демон, живущий внутри идола, дал такой ответ: “Иди беззаботно, ибо посылаю трёх духов впереди деяний твоих, благодаря действиям которых противники твои противостоять тебе будут не в силах”, — что и произошло. Духи же эти суть: дух раздора, дух недоверия и дух страха — это три нечистых духа, подобных жабам, о которых сказано в Апокалипсисе». ( Западноевропейский писатель середины XIII века монах-доминиканец Винсент из Бове, автор «Исторического зерцала»)
Следом подверглись разгрому Словакия, Восточная Чехия, Богемия, Силезия, Моравия, Иллирия до Адриатического моря. Татары дошли до Удины. Сея смуту и ужас, их отряды продвигались в тщетном стремлении настичь кыпчаков и убегающего Белу IV, который впоследствии скрылся на прибрежных островах Адриатического моря на территории нынешней Хорватии. Два тумена татарской кавалерии насквозь прошли даже Испанию и Португалию и зачерпнули шлемами атлантической водицы, которую везли через всю Европу в далекий Каракорум.

Венгрия очень любопытная страна .После припыленных дорог Западенщины  тут как гигантским пылесосом собрали всю пыль и насадили довольно много насаждений из целых рошиц и лесков. Все по линейке и выглядит немного искусственно. Если съехать с автобана на второстепенные дороги, то все равно будет чисто, но  появляются и кое-какие следы разрухи в виде старых деревянных домов и сараев. Архитектура венгерских сел поражает наличием только каменных крепких и ухоженных домов и их упорядочной скученностью.

Похоже на российские деревни при коммунизме. В Польше например дома в сельской местности расположены далеко друг от друга.Заправляют авто в основном  за местные форинты , оплата по карточкам без проблем .По трассе реклама сети Ашанов ,Оби и социальная про детские автосиденья и автоаварии.Венгры явные пришельцы в этих краях. С трех сторон они огорожены славянскими Чехией ,Сербией и Украиной ,а с запада потомками германцев  и  франков .Язык как и у албанцев редкий .

Похожий только у  угро-финсsdc13726.JPGких жителей Поволжья.  Столицу Будапешт описывать сложно и неблагодарно. В общем красивый чистый европейский город. В древности и сейчас Дунай разделял Буду и Пешт и это были два разных города. Кстати в Белоруссии и Украине много населенных мест с названием Буда. После Будапешта дорога ведет на столицу Сербии Белград.

До границе с Сербией на трассе появляются румынские и албанские номера. Езда приятна и необременительна, нет агрессии и хамства на дорогах. Въезжаем  в Сербию. На границе все цивильно и недолго.Невольно поднимается настроение когда слышишь понятную славянскую речь и хорошую душевную сербскую музыку с восточными нотками, доставшимися от долгого турецкого владычества.

Приятный город Палич, потом Новий Сад и наконец Белград. В Белграде заметив российские номера могут помахать Вам рукой из авто или улыбнуться. Дороги в Сербии в основном хорошие, но иногда узкие в две полосы. Едем с дунайской равнины на горные массивы Балкан  через  курортный район Златый Бор. Елки-сосенки , речки, озера и горы-красиво ,но дорого .Сербы жаловались что цены на отдых здесь теперь как в богатой западной Европе.Трасса к городу Приполье и потом в приграничный черногорский город Бело Поле идет по серпантинам .При въезде в Черногорию платишь экологический сбор в 10 евро и опять попадаешь в зону евро. Хотя и в Сербии хотя в ходу динары ,но евро берут все и всегда.  Небольшие черногорские городки и селения по дороге к побережью милы и естественно ничем не отличаются от сербских .

Едем через Подгорицу и Бар в Ульцинь к заброшенному Свачу на Шацком озере. Не доезжая полутора часов до Подгорицы посещаем дурмиторский Жабляк,  заповедник Биоградску Гору и если сделать небольшой крюк-православную святыню монастырь Острог. Про вышеупомянутые краsdc13730.JPGсоты много сказано и сфотографировано,поэтому можно расслабится. Уместно дополнить ,что из Подгорица до Острога молодым перед свадьбой принято идти пешком в обе стороны на своеобразное паломничество .Посмотрите на карте -это впечатляет и две такие пары молодых людей я видел лично ,идущих из Острога.Красоты побережья Черногории тоже не вызывают сомнения, поэтому их описания можно опустить. После Бара въезжаем в границы Ульциньской общины и при очень заметном изменении населения на албанцев , въезжаем в исламизированный Ульцинь.

Ислам сюда и в Албанию принесли турки. Албанца как и Сербы тоже довольно долго отмахивались от Сюльджукских кочевников потомков Измаила. Но османская империя добилась своего и несколько веков навязывала ислам и свои государственные порядки в Сербии, Боснии, Албании ,почти на всех Балканах.Но до турок здесь были орды хана Батыя, были недолго и с непонятными многими историками мотивациями. Вот это и интересно. Крайний город  для татаро-монгол в государстве Зета был Свач. Далее идут непроходимые горы Проклетье  или узкое гористое Побережье Албании, местности где ранее жили иллирийцы. Илирийский язык  на котором общаются албанцы очень древний и идет прямо из древней Вавилонии, как и армянский. 

Эти языки ни с кем не мешались и похожих на них просто нет. Мало того ,что древняя Иллирия мало изучена , албанцы по разным причинам очень замкнутый народ. И Черногория и Албания до турок  были дальними провинциями Римской империи. И вот в те давние времена их и посетили кочевники Батыя из далекой Азии.Первое что удивляет ,слишком далекие расстояния для боевых лошадок. Хотя если посмотреть масштабы на карте ,которые занимают территории бывшей Золотой Орды ,то Европа окажется не такой уж большой. Не знаю какие  дороги были здесь кроме римских 7-8 столетий назад, но крупному военному конному соединению было бы неуютно.                                                                                                                 

Покинутый Свач 

Через 20 км после Ульциня проезжая через небольшие албанскиsdc13740.JPGе поселения с небольшими мечетями попадаем в древний город Свач. Он расположился на берегу рыбного и живописного Шацкого озера, рядом расположенна деревня Щац. Площадь Шацкого озера 364 га. Оно очень богато рыбой, что привлекает сюда 240 видов птиц. Здесь постоянно гнездятся  аисты, цапли, дикие гуси и большие бакланы. На также озере так же делают остановку перелетные птицы на пути в южные страны.
Город Свач известен историкам с 8-го века. Государство Зета имело тогда черногорского правителя Неманья , который завоевал Свач в 1216 году и  устроил там на основе прежнего свой монетный двор и религиозный центр владычества Зеты.
Летописи утверждают, что в Сваче было столько церквей, сколько дней в году. Эта информация перекликается с легендой о том , что у взятого в плен правителя города-государства Свача была хорошая жена , выкупившая мужа и построившая в округе 365 церквей в знак благодарности.  По данным историков в 1241 пройдя нынешнюю Хорватию и Черногорию вдоль моря  и по пути навестив Котор монголы подошли к  Свачу и объявив его «злым городом» разрушили и убили почти всех его жителей. Через 50 лет  город восстановили и построили католические соборы, в том числе св. Джона Баптиста (Cathedral of St. John Baptist) и многот других. С конца 14-го века развитие Свача стало постепенно угасать ,а портовый Ульцинь наоборот развивался . В 140 году он упоминается историками уже как деревня. Известно, что Епископ Свача обращался к венецианским властям с просьбой укрепить город и окружить его стенами, как в былые времена, но просьба не была выполнена и в 15-м веке история города Свач закончилась..
С Юга город окружен утесами, круто обрывающимися к озеру, и поэтому был недоступна для врагов. На северной стороне города рядом с входными воротами расположен собор св. Джона Баптиста (Cathedral of St. John Baptist), построенный, согласно надписи на фасаде, в 1300 году. img_0338.JPG

По фрагментам, найденным в западной стене города, можно судить, что собор построен на месте одноименной старой церкви, вероятно разрушенной монголами. Соборная апсида была встроена в нижний ярус старой церковной башни.

Рядом с брошенным городом почти на самом берегу  озера расположен ресторан и мотель , c внутренним этнодекором в албанском стиле.

Мы спросили обслугу что из древностей находят в окрестностях Свача местные жители. sdc13764.JPGНам показали несколько старых якобы турецких сабель и ржавые капканы с  сосудами из металла. По их словам все раскопки в Сваче запретили сербы , чтобы никто не поднимал вопрос, что эти земли изначально были иллирийские, а значит албанские .

Помимо собора св. Джона в городе сохранились остатки другой маленькой церкви, найденные в пределах северной городской стены. pict3601.JPGНа территории Свача хорошо видны сохранившиеся развалины  жилых зданий; за городскими стенами – руины восьми церквей; одна из них – Церковь св. Марии (Church of St. Mary) – построена чуть позже 1300 года.

В целом поход монгол   в Хорватию и Далмацию уже нельзя было назвать вторжением. Судя по всему, остальное монгольское войско вместе с Батыем даже не переходило Дунай или, по крайней мере, не отдалялось от него. Кадана послали в погоню за Белой, чья смерть должна была стать логическим завершением похода и покорения страны.

После Эстергома монголы захватили Альбу и разорили Загреб, в котором уже не застали венгерского самодержца. Более таких крупных операций они уже не предпринимали. Штурмовать маленькие окруженные водой далматинские городки Кадан не решался.

В этих местах к противостоянию с захватчиками присоединились многочисленные партизанские отряды, изматывавшие интервентов мелкими стычками, саботажем и провокациями. Под Трогиром, например, прославился отряд Степко Шубина с острова Брибира. В Венгрии стал известен отряд из Чернхазе, возглавляемый Ланкой Прекрасной

sdc13746.JPGВесь проход по адриатическому побережью был для усиленного тумена Кадана тяжелым испытанием. В районе Сплита и Трогира Кадан оставался весь март 1242 г., но так и не захватил ни одного города. Решив поначалу, что Бела укрылся в горной крепости Клис невдалеке от Сплита, монголы начали её штурмовать, но немедленно отступили, как только выяснилось, что короля там нет. Примерно то же происходило и под стенами Сплита. Монголы несколько раз подходили к городу, но так и не решились на штурм111. Контрастом этому предстает рассказ того же Фомы Сплитского о штурме того же Сплита, оказавшего неповиновение королю, венгерскими войсками бана Дионисия в 1244 г. В ходе штурма под натиском нападавших, которые «беспорядочной толпой приступом взобрались на стену», обрушилась городская стена. Был сожжен почти весь город — «более пятисот строений». Численность противостоявших войск можно определить по количеству погибших: у сплитчан — 10 человек, а у венгров — «почти тридцать человек». Из других известий можно узнать, что всё население города Сплита в 1239 г. составляло «почти две тысячи мужей» И даже такие городки вызывали у монголов нерешительность. Трогир они также не взяли, и промучившись в поисках Белы более месяца, в начале апреля 1242 г. начали отход.

Хорошо укрепленный Котор монголы таки взяли и сожгли, но Дубровник (Рагузу) даже не пытались штурмовать. Весной-летом 1242 г. их уделом были грабежи сельского населения и захваты небольших городков типа Свача и Дриваст (близ Шкодера)

Адриатика стала тупиком «татарского нашествия» (венгр. tatárjárás). В начале 1242 г. монголы после продолжительного отдыха в Паннонии начали отход домой. Батый попал в очень тяжелое положение, из которого зимой 1241—1242 гг. не было видно выхода. Потери его армии были колоссальными: надо полагать, не менее половины. Позднее Плано Карпини видел в ставке Гуюка специальное кладбище, «на котором похоронены те, кто был убит в Венгрии, ибо там были умерщвлены многие».

Уже к лету 1241 г. Батый начал стягивать свои армии в район среднего Дуная, а зимой смог двинуть на покорение Хорватии-Далмации только войско Кадана, то есть не более 10—15 тысяч всадников. Под началом самого Бату и других ханов осталось немногим больше. Всю осень 1241 г. монголы провели в безуспешных попытках наладить оккупационный аппарат и администрацию в Паннонии, где они собирались основать базу для дальнейших вторжений в глубь Европы. Об этом писал Рогерий . Судя по всему, план такого рода так и не был реализован. Не хватало воинов и смирившегося населения. Города отказывались сдаваться, а законного короля Белу поймать не удалось.


Если хан Батый зашел в Европу по вине половцев-кипчаков, которые бежали от него до Адриатического моря и в итоге часть из них отсиделась на островах ,а часть остались на военной службе у правителя
Никей Иоанну III Ватацу. Никеи –город на территории Малой Азии –в современной Турции.

Можно предположить ,что черногорский Котор и потом Свач  возможно зацепили как раз таки эти беглецы от Батыя численностью до 15-20 000 сабель, нуждавшиеся в материальных ценностях и укрытии.

Да и два тумена Батыя дошедшие через Испанию и Португалию до Атлантики тоже вызывают сомнения. Не секрет что для прокорма боевых и съестных лошадей т.е. живых консервах, Батый при любой возможности разводил все войско на рукава и отряды , которые расходились и потом сходились на битве.

Но  длительное  и  опасное ведение войн на неизвестной территории , без точных данных о пастбищах ,водоемах и мощности  потенциальных врагов была нелогичной. pict3598.JPGБатый  в итоге  развернул все войско на восток и вернулся с трофеями в родные края не догнав основные силы предателей веры кипчаков. 

Отход в символический год зайца проходил тихо и относительно мирно — через Боснию, Сербию и Болгарию, земли ещё не подвергшиеся разорению. Весь путь был проделан практически без стычек с местным населением  и потому не замечен большинством источников (в частности, русских).

По Рашид-ад-Дину, они «осенью [1242 года] опять направились обратно, прошли через пределы Тимур-кахалка [Валахия] и местные горы» Армия более не представляла ничего общего с той, о которой автор «Истории французского королевства» писал, что она на марше вытягивается на «18 миль в длину и 12 в ширину».

В живых осталась ее меньшая часть, которая торопливо двигалась по направлению к тучным лугам и низовьям Волги. Говорить о поражении при такой раскладке событий не приходится, но и одержанная победа имела резкий привкус разочарования.

Морально Батый и другие царевичи – чингизиды были удовлетворенны многочисленными победами в Европе и смертью главного преследуемого хана Котяна и его знати .sdc13741.JPG
А мне предстояло дождаться результатов частных раскопок в районе брошенного города и перевода возможно сохранившихся старинных рукописных архивов Свача, проливающих свет на его истинную историю и принадлежность его первых строителей.sdc13758.JPG

Влад Моисеенков  svrk@inbox.ru   2010 

Использованны материалы:

Д.Г. Хрусталев. «Русь: от нашествия до «ига»

Плано Карпини, 1997. С. 39.

 Rogerius, 1938. P. 573—574.

 Вернадский, 2001. С. 65; Хара-Даван, 2002. С. 205; Гумилев, 1992. С. 512. См. также: Halperin, 1987. P. 47.

 Рашид-ад-Дин, 1960. С. 46; Тизенгаузен, 1941. С. 38—39.

. ПСРЛ, X, 125. См. также: Смирнов, 1951. С. 53—54.

. Плано Карпини, 1997. С. 48. Ср.: Пашуто, 1977. С. 215.

 В.Т. Пашуто  1977. С. 222, прим. 110.

Владимир Высоцкий и Черногория

2214628.jpgМногие наверное знают ,что Владимир Высоцкий часто приезжал в Черногорию.Это были концерты,точнее гастроли театра и иногда съемки.Мне хочется привести стихи Владимира о Черногории 1974 года:

Водой наполненные горсти
Ко рту спешили поднести —
Впрок пили воду черногорцы
И жили впрок до тридцати.

А умирать почётно было —
Средь пуль и матовых клинков,
И уносить с собой в могилу
Двух-трёх врагов, двух-трёх врагов.

А им прожить хотелось до’ ста —
До жизни жадным, — век с лихвой
В краю, где гор и неба — вдосталь,
И моря — тоже — с головой.

Шесть сотен тысяч равных порций
Воды живой в одной горсти…
Но проживали черногорцы
Свой долгий век до тридцати.

И жёны их водой помянут,
И прячут их детей в горах
До той поры, пока не станут
Держать оружие в руках.

Беззвучно надевали траур
И заливали очаги,
И молча лили слёзы в тра’ву,
Чтоб не услышали враги.

Чернели женщины от горя,
Как плодородная земля,
За ними вслед чернели горы,
Себя огнём испепеля.

То было истинное мщенье —
Бессмысленно себя не жгут —
Людей и гор самосожженье
Как несогласие и бунт.

И пять веков, как божьи кары,
Как мести сына за отца,
Пылали горные пожары
И черногорские сердца.

Цари менялись, царедворцы,
Но смерть в бою — всегда в чести.
Не уважали черногорцы
Проживших больше тридцати.

Пока курок в ружье не стерся,
Стреляли с седел и с колен —
И в плен не брали черногорца,
Он просто не сдавался в плен.

Мне одного рожденья мало,
Расти бы мне из двух корней!
Жаль Черногория не стала
Второю родиной моей.

 

Югославия, Черногория, Титоград. Запись ТВ Черногории во время съемок к/ф «Единственная дорога» (югославское название — «Okovani soferi»).

Строки последнего четверостишья выбиты на двух языках на памятнике 579deработы скульптора Александра Таратынова, установленном в черногорской столице в ноябре 2004 года. Он находится в сквере у Моста Тысячелетия (Most Milenijum) со стороны улицы Йована Томашевича (Jovana Tomaševiča) в Подгорице.

Черногорский альманах