Австро-венгерские железные дороги в Черногории

83_166_Dubrovnik_freight_train.jpg

Из Дубровника в Зеленику

09_009.jpg

Над пересечения границы в Черногорию можно увидеть дорожку.

Достаточно давно, в 2005 году тогдашний президент Черногории Филип Вуянович встречался с Председателем Президиума Боснии и Герцеговины Небойшей Радмановичем и тогда впервые был поднят вопрос, который до этого витал лишь в головах неизлечимых ретроманов, а именно восстановление железнодорожного сообщения между двумя странами по маршруту функционировавшей до начала 70-х годов «узкоколейки» Никшич-Требине-Чаплина (станция Чаплина находится на линии от Сараево и Мостара к Адиатическому побережью). В строительстве трассы заинтересованы боснийские предприниматели, которые хотят получить эффективный выход в порт Бар, что создало бы конкуренцию монопольном

sutorina_jernbanen_img3107_stanica_Sutorina.jpg

Суторина Sutorina железнодорожный вокзал

у положению хорватского Плоче (эксплуатируется боснийцами в режиме свободной экономической зоны на основе межправительственного соглашения)..

Но давайте посмотрим на старую австро-венгерскую дорогу в призме исторических событий на Балканах того времени. В воздухе пахло войной и она началась .

 

e_hn_igalo_1910_gmlt_postkort_1.jpg

Планы Германии и Австро-Венгрии на Балканах:

1. Германия вынашивала планы подчинить Турцию своему влиянию, особенно после того, как ей удалось получить концессию на строительство Багдадской железной дороги.

2. Австро-Венгрия хотела аннексировать Боснию и Герцеговину; стремилась подчинить своему влиянию Сербию и Болгарию и вытеснить оттуда Россию; выйти к берегам Эгейского моря.

С этими планами не могла примириться Англия, которая всегда рассматривала страны Ближнего Востока как мост из Европы в Индию.

 

ba_Igalo_Sutorina_izlozba004_1_.jpg

Игало- Суторина

Не могла допустить этого и Россия, подчинение Турции и Балкан влиянию Германии и Австрии означало бы угрозу для безопасности всего русского юга от Черноморского побережья до закавказской границы.

В 1908-1909 гг. разразился Боснийский кризис. Австро-Венгрия, опираясь на поддержку Германии, используя ослабление Османской империи, вызванное турецкой революцией и поднявшимся освободительным движением на Балканах, в 1908 г. аннексировала Боснию и Герцеговину. Провал попытки русской дипломатии добиться пересмотра статуса черноморских проливов за согласие на аннексию Боснии и Герцеговины привёл к заключению соглашения России с Италией о сохранении статус-кво на Балканах и о совместных действиях против всякого нарушения существующего положения. Оно было подписано в Раккониджи (под Турином) 24 октября 1909 г. Это фактически означало союз России и Италии, направленный против Турции и Австрии. Соглашение ускорило начало итало-турецкой войны 1911–1912 гг. за Ливию и, как ни странно, начало Балканских войн. Ведь именно, наблюдая поражение Турции в итало-турецкой войне, балканские страны поспешили оформить Балканский союз и начать войну против Порты.

6 октября 1908 г. правительства Сербии и Черногории объявили в своих странах мобилизацию. Россия под нажимом Германии была вынуждена признать это действие австрийского правительства, так как не готова была помешать ему военными средствами. Под давлением своего союзника, Сербия 31 марта 1909 г. также вынуждена была признать аннексию, 9 апреля 1909 г. с этим согласились остальные великие державы.

Игало 1910 г.

 

2011.03.30_041.JPG

вагон памятник в Игало

Последствия Балканского кризиса 1908–1909 гг.:

1. Испортились отношения между Россией и Сербией с одной стороны и Австро-Венгрией с другой.

2. В противовес Антанте Германия ещё более сблизилась с Австро-Венгрией.

3. Наметился отход Италии от Тройственного союза.

4. В рамках Антанты вскрылись серьёзные противоречия: союзники не оказали России весомую поддержку в боснийско-герцеговинском вопросе («держали порох сухим») и оказались не готовы удовлетворить притязания России в Восточном вопросе, в целом, оставив Россию наедине с Германией и Австро-Венгрией.

Первая Балканская война (1912–1913). 6(19) августа 1911 г. был подписан русско-германский договор, который касался только политики обеих стран в отношении Персии и Турции, а также проблем, связанных со строительством Багдадской дороги.

Условия русско-германского Потсдамского соглашения:

1. Россия обязалась не препятствовать постройке железной дороги Берлин – Багдад, а также взяла на себя обязательство получить от Ирана концессию на постройку железной дороги Тегеран – Ханекин на ирано-турецкой границе.

2. Германия признала наличие «специальных интересов» России в Северном Иране и обязалась не добиваться там концессий, а также дала заверение, что не будет строить ответвления Багдадской железной дороги к северу от Ханекина.

 

2012.05.27_006.JPG

Тоннель в Topla является шедевром инженерной.
мысли добрая дань рабочим, которые сделали это.

a5_hn_sutorina_jernbanen_img3123.jpg
Из истории мы узнаем, что узкоколейные (760 мм) линии из Сербии (Чаплина-Требине-Никшич и Чаплина-Дубровник-Зеленика), связывающие Боснию и Герцеговину с Черногорией, функционировали более полувека и были закрыты в середине семидесятых годов XX века из=за неокупаемости. Вагоны «чире» (так в быту назывались эти поезда) были проданы в Португалию, где после переделки на широкую колею и капремонта бегают до сих пор! Также известный режисер Эмир Кустурица хотел в свое время реанимировать для своей «школы Кустурицы» здание старого железнодорожного вокзала в Герцег-Нови, а это около 1000 квадратных метров внутренних помещений. Кустурица хотел организовать тут съемки кино, разместить архив и устроить ресторан и зал для проведения семинаров и курсов, на которые будут приезжать голливудские звезды и реg3_hn_topla_jernbanen_Pruga_01_A.jpgжисеры.

Что это за железнодорожное сообщение из Боснии, а с пересадкой из Сербии и даже Австрии-требуеться разобраться и внести ясность.
После Берлинского конгресса в 1878 году, Австро-Венгерская империя аннексировала Боснию и Герцеговину. Австовенгры сразу же начали интенсивно строить на новой территории 0_dubrovnik_map_1_.jpgжелезные дороги. Оккупационные войска быстро построили небольшие вспомогательные дороги вдоль направления их проникновения в Боснию в целях обеспечения материально-технической поставки военных.Уже в сентябре 1878 года, строительство узкой колеи началось с местечка Босански Брод в Сараево. 10 сентября 1878 года было создано первое Управление железных дорог в Боснии и Герцеговине Начальник Управления был австро-венгр- инженер Йохан Тамашек(Tomášek).

 

h6x_hn_skver_1913_425102_374589619232695_958797000_n.jpg

Австро-венгерские инженеры спроектировали два проекта желдор. сообщения с Адриатическим морем. Один проект включал в себя строительство железной дороги от Лашва в Травник (26 октября 1893) и потом из Травника в Бугойно (14 октября 1894.). Предполагалось, что эта линия будет проходить через Арзану(Arzana)в Сплит, но эта ветка так и не была построена. Второй проект прошел от Дона Вакуфа через Яйце. Строительство этой линии было закончено 1 мая 1885 года. В эту линию входило соединение через регион Бoсанской Краины по военной линии Яйце-Сретница в 1914 годую. В линию подключались сеть треков STAJNBAJSOVIHA ,которые пошли на хорватский Книн. 7 ноября 1895 года построен участок Подлугови-Бапец( Podlugovi-Варес) для эксплуатации угля и железной руды. После 1895 года были построенны железные дороги от Габела до Зеленики, от Ускопле до Дубровника и от Hum до Требинье.Всего 179,6 км общей длины были носили стратегическоее и военное значение, без какого-либо экономического обоснования и коммерческой деятельности .g4_HN_topla_nedre_17436_274385535305_216489190305_4998461_2495357_n.jpg
Во время оккупации Боснии Австро-Венгерской империей 547,8 км частных лесных и горных дорог были построены в дополнение к вышеупомянутым железнодорожным путям . Они служили исключительно для перевозок сырьевых минеральных и лесных богатm9x_hn_skver_august_1968_425344_382484815109842_259692176_n.jpgств оккупированной Боснии-Герцеговины . Эти частные дороги принадлежали промышленику Отто Штейнбасу(Steinbas) На мой взгляд реконструкция такого объекта как ж/д дорога  из Сербии — Боснии-Хорватии в Черногорию была бы очень интересна, но очень затратна и скорее всего в настоящих условиях невыполнима.

Более подробно про Австо-венгерскую империю и оккупацию Черногории.

Станция Сквер Герцег-Нови 1968г.Демонтаж

h6_hn_skver_herceg_novi_01_1_.jpgc2x_hn_igalo_stasjon_431725_374610599230597_554555821_n.jpg

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

Крепость Тринита.

 Расположена недалеко от Горажды на перекрестке старой дороги на Котор. Тринита (Троица) это небольшая крепость  возведенная примерно в  1850 году.  Форт прикрывал основную (на тот момент) дорогу из Котора в Тиват.

Конструкция  представляет собой квадратную  башню, окруженную редутом более поздней постройки. Предположительно основным вооружением форта было 90 мм орудия. В настоящее время  помещения крепости  используются местным населением под хоз. нужды. Видимо, первоначальный австрийский проект достройки Троицы предусматривал строительство бастиона, который бы опоясывал башню со всех сторон. По крайней мере так это выглядит на плане, представленном в работе Павичевича и Лалошевича. Однако это новое укрепление выстроили только полукольцом со стороны дороги.
Чехи пишут, что центральная башня достроена австрийцами в 1859 году, а окружающий её редут был вооружен пушками калибра 9 см.

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

После того как территория отошла к Австро-Венгрии, Форт Троица был немедленно реконструирован (четырехэтажная башня осталась еще с венецианского периода). В 1878-1886 годах была выстроена новая батарея, вооруженная четырьмя пушками 120 мм M-04. Остатки старой четырехэтажной крепости сохранились и были включены в единый блок с новой батареей. Задачей батареи было контролировать перевал и коммуникации, которые вели в Котор, Тиват, Будву и Негуши, а так же борьба с черногорской артиллерией на склонах Ловчена. Контроль этого пространства осуществлялся во взаимодействии с крепостями Горажда и Врмац.

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

Первоначальный австрийский проект достройки Троицы предусматривал строительство бастиона, который бы опоясывал башню со всех сторон. По крайней мере так это выглядит на плане, представленном в работе Павичевича и Лалошевича. Однако это новое укрепление выстроили только полукольцом со стороны дороги. Чехи пишут, что центральная башня достроена австрийцами в 1859 году, а окружающий её редут был вооружен пушками калибра 9 см.

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

Похоже на наблюдательный пост. Эта часть форта Троицы была построена еще в период венецианского правления. Некогда она представляла собой четырехэтажное укрепление. Позднее, когда власть в регионе захватили австрийцы, они спешно реконструировали ее. Произошло это в 1859 году.

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

С внутренней стороны можно наблюдать второе здание, скорее всего более старой постройки. Здание двухэтажное, с менее толстыми стенами и существовавшей когда-то башней.

 

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

А в 1878-1886 годах оккупанты построили вокруг башни батареи. Это более низкая, полукруглая часть, которую видно с дороги. Она, напротив, выглядит целой и опрятной. Судя по всему ее относительно недавно отреставрировали и в настоящее время она используется местными жителями. Вход в этот участок крепости закрыт, на окнах — решетки. В экс-редуте были размещены пушки для обороны. Позднее, когда сооружение утратило военное значение, их демонтировали.

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

Karacsay, F. E. — Forte S. Trinita sulla strada di Cattaro a Budua (1837) Фрагмент акварели коменданта Котора, полковника фон Карачая Fort S. Trinita bei  … Вот мы и на перевале св. Троицы. Неожиданно вырос сбоку нас и над головами нашими австрийский форт св. Троицы. Пушки наведены на бухту, на море, ружейные бойницы — прямо на дорогу. Немного ниже форта обильный фонтан, обсыпанный кругом черногорками водоносицами. … Женщины эти терпеливо набирают воду в большие плоские бочонки и тащат их потом версты за две на крутую гору Вермачь, в новостроящуюся там крепость, которая отлично видна нам отсюда, и которая — вместе с существующими уже на Вермаче двумя баттареями — должна представить, по расчетам австрийцев, неодолимую твердыню для защиты берегов от неприятельских кораблей и для отпора черногорцам в случае их попытки овладеть Боккою Которской. © Евгений Львович Марков — Славянская Спарта (Очерки путешествия по Далмации и Черногории) // Вестник Европы, № 10. 1898

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

Если посмотреть старые планы форта то можно увидеть, что первоначально постройка была замкнутой (редутной), но время сделало свое дело и в сегодня от прежнего большого укрепления остался лишь фрагмент.

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

После того как Бока-Которка  отошла к Австро-Венгрии, Форт Троица был немедленно реконструирован (четырехэтажная башня осталась еще с венецианского периода). В 1878-1886 годах была выстроена новая батарея, вооруженная четырьмя пушками 120 мм M-04. Остатки старой четырехэтажной крепости сохранились и были включены в единый блок с новой батареей.

 

Крепость Космач в Черногории

Крепость Космач (Kosmač )расположена на вершине холма, прилегающей к деревне Браичи, недалеко от Будвы, на высоте 800 метров над уровнем моря.

Она была построена между 1841-50  австрийцами на границе между Черногорией и Австро-Венгрией. Все укрепления построены из мелкого серого известняка  , привезенного с  местных карьеров. Территория крепости   вытянутая со сложным рельефом и с двумя  разделенными рукавами с центром в виде большой круглой основной башни. крепость Космач состоит из первого этажа, верхнего этажа и большого подвала, всего площадь около 1064 м2.
Почти  ничего не осталось от гарнизонного здания , построенного  в более позднее время и  расположенного рядом с крепостью. В просторном внутреннем дворе были цистерны с водой. Космач является ключевой укрепленной крепостью в данном районе. Космач формирование окончательную оборонительную границу цепи всех австро-венгерских крепостей на данном рубеже границы. Это типичный пример австрийско- венгерской оборонной архитектуры того времени в области Юго-Восточнного побережья Адриатического моря.

   

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

Вид крепости со стороны, противоположной морю; круглые бастионы на концах «крыльев»:

 

Cтроительные технологии, используемые в данном случае были хорошо развиты и были передовыми достижениями в  военной архитектуры того периода. Ярчайшим примером была немецкая крепость Мерц.

Из-за специфических природно-климатических условий, сочетание горного  и морского климата , крепость подверглась агресивному влиянию влажного и соленного ветра .

Крепость находится сейчас в очень ветхом состоянии. Она потеряла свою конструкцию крыши и значительная часть  внутренних несущих стен и полов. Есть риск дальнейшего обрушения. Обратите внимание на характерные разрушения стен от снарядов. Очевидно, крепостью во время Второй мировой войны не использовалась, так как я не обнаружил нигде бетонных подпорок, характерных для старых укреплений, которые имели значение и в боях Второй мировой.

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

Прослеживается интересная технология постройки стен. Внешний слой представляет из себя кладку из очень ровных подогнанных друг к другу камней. Средний слой – средние и совсем мелкие камни неправильной формы вперемешку со связующим раствором. И, наконец, внутренний слой из камней тоже правильной формы, но более грубо обработанных, чем камни из внешнего слоя, который помимо оборонительной функции играл также декоративную роль. Не знаю, зачем австрийцы, как правило строившие на совесть, так делали, очевидно, чтобы удешевить строительство. Из-за специфических природно-климатических условий, сочетание горного  и морского климата , крепость подверглась агресивному влиянию влажного и соленного ветра . Крепость находится сейчас в очень ветхом состоянии. Она потеряла свою конструкцию крыши и значительная часть  внутренних несущих стен и полов. Есть риск дальнейшего обрушения. Обратите внимание на характерные разрушения стен от снарядов. Очевидно, крепость во время Второй мировой войны не использовалась, так как я не обнаружил нигде бетонных подпорок, характерных для старых укреплений, которые имели значение и в боях Второй мировой.

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

Тыловая сторона крепости Космач

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

Космач до разрушения

 

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

вид из крепости- внизу будва

Известно. что Черногория, выступившая в поддержку Сербии против Австро-Венгрии в Первой мировой войне, в самом начале боевых действий в 1914 году преуспела, были взяты города Будва и Петровац, для защиты которых и была предназначена эта крепость. На мой взгляд, эти разрушения от черногорских снарядов времен Первой мировой.

P.S.

Интересным представляется судьба инженера и вдохновителя военного оборудования австро-венгерских крепостей первой мировой войн Германа Грюсона (Hermann Gruson).

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

Hermann Gruson

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

Херманн Грусон основал в 1855 году в Магдебурге машиностроительный завод Buckau с верфью и чугунолитейным производством. Его изобретение с помощью способа отверждения литой стали произвело прорыв в сфере баллистической защиты,

Горные крепости Черногории часть 3 (продолжение)

Изготовление основных деталей куполов башен работы Fa.Gruson

 

Вооружение Германа Грюсона , отлично воевало и во вторую мировую войну. После ее завершения инженер став почетным гражданином Магдебурга ушел в изучение ботаники и выращивал кактусы (некоторые подвиды названы его именем) и изучал зодиакальный свет (физическое понятие фонового излучения звезд)

В итоге Герман после  смерти в 1895 году завещал свою обширные коллекции и 100.000 видов  городу Магдебургу Германия. Теплицы открыты для публики в 1896 году, хотя саду был нанесен серьезный ущерб в Второй мировой войны ,  практически все стекла были разбиты и теплицы полностью разрушились. Но к лету 1945 года все отстроили снова и его кактусы и тропические растения снова радовали горожан. Другие садовые комплексы Германа были постепенно восстановлены в 1986 году.

Сегодня в саду поддерживает 10 выставочных залов (4000 м ²), которые содержат около 3000 растений видов из примерно 350 видов и много аквариумов и террариумов . Самый большой аквариум представляет собой речной пейзаж с типичной рыбой реки Эльбы . Коллекция также включает нильских крокодилов , черепах и пираний . (прощай оружие!!)

   
   

Продолжение.

использовались материалы уважаемых путешественников

zack_mckraken  http://zack-mckraken   .livejournal.com dd-sha2.blogspot.ru

и Алексей Коимшиди  http://kromni.livejournal.com

Черногория-горные крепости (продолжение)

 Горная фортификационная крепость Горажда (Gorazda) Черногория

Возведена примерно в 1890 году.

Крепость интересна  прежде всего тем, что на ней сохранился большой бронекупол разработанный инженером и промышленником  Германом Грузоном (German Gruzon). На тот момент это были весьма прогрессивное технически решение позволяющие вести круговой обстрел под прикрытием брони.  Предположительно в нем размещалось 120мм орудие производства  компании Skoda (та самая-Основана в 1859 году графом Валленштейн-Вартенберк как литейная и машиностроительная фабрика в городе Пльзень. В 1869 году владельцем фабрики стал инженер и предприниматель Эмиль Шкода (Emil Škoda), фамилия которого и стала торговой маркой. Фабрика выпускала металлические изделия и литье для промышленных объектов: детали для мельниц, железнодорожного транспорта, электростанций (напр. Ниагарской), элементы шлюзов (напр. Суэцкого канала), артиллерию и другое военное снаряжение для армии и флота как для Австро-Венгрии, так и на экспорт в разные страны мира. )  Горажда расположена на невысоком пике между Тиватом и Котором, и увидеть ее сложно. Кстати, в этом форту снимали фильм  «Князь монтенегро»

Черногория-горные крепости (продолжение)

Форд крепость Горажда с высоты птичьего полета

Надпись на куполе

Черногория-горные крепости (продолжение)

Защитный купол логотип Skoda Пльзене

Черногория-горные крепости (продолжение)

Как обычно крепость Горажда окружена противопехотным рвом с 4 капонирами .

Крепость прекрасно замаскирована. Возможно, благодаря этому она и сохранилась до наших дней. Управление тяжелым вооружением происходило следующим образом-направление ствола пушки в горизонтальной плоскости регулировалось перемещением «пятки» по специальным рельсам (метал.пластина в полу), а в вертикальной плоскости за счет троса, продетого через кольцо в потолке. Эти детали управления вы найдете и сейчас, но вот сами стволы были вывезены, а бойницы забетонированы.

Черногория-горные крепости (продолжение)

Винтовая лестница в башню к главному орудию

Черногория-горные крепости (продолжение)

Внутри бронекупола. Интересны  три мундштука и  поручень, остальная часть
это сидения с резьбовыми сегментами и купол
с кольцевыми шестернями

 

Черногория-горные крепости (продолжение)

Указатель с трассы — поворот на Горажду можно встретить на дороге Котор-Цетинье (знаменитая лестница Каттаро).

Главная цель крепости – дальние мишени. Для этого внутри здания, прямо в крепости, были установлены 4 пушки по 120 мм. Две были направлены в сторону Котора, а две в сторону Будвы.

На одной из дверей сохранился флаг Югославии и армейский девиз: «Мы — Титовцы, Тито — в нас!» . Эту надпись замечают далеко не все, кто приезжает в крепость: обычно ворота открыты и люди просто проходят внутрь. Я закрыт одну створку специально для этого кадра. По своей архитектуре крепость весьма необычна. Сразу при входе — мост через ров, а точнее это бетонная плита. Она появилась здесь уже в XX веке. До этого здесь был перекидной мост.

Петли для крепежа тросов сохранились до сих пор. Оказавшись на мосту, справа во рву вы можете увидеть бойницы. Это капонир, служащий для обороны самого рва. Вокруг этой крепости их четыре. Справа и слева от коридора из стен торчат обрезки стержней. Они были длиной до метра и обтянуты колючей проволокой. Но после военных действий их спилили, чтобы местная детвора не покалечилась.

Сам коридор загнут так, что сквозь него невозможно увидеть вход в крепость. Это сделано для того, чтобы было невозможно снаружи прострелить вход в крепость.

   
 

Черногория-горные крепости (продолжение)

Подъемник для подачи боеприпасов

«Форт Горажда» переводе с немецкого  означает башня-крепость Горажда». Этимологию  названия следующее  : в  старо-славянском языке есть слово «горазд», что означает «ловкий, умелый». В Польше, например, это слово стало  мужским именем.

Черногория-горные крепости (продолжение)

Солдатские спальни в крепости Горажда 1800г музейное фото реконструкция

Черногория-горные крепости (продолжение)

Бронекупол или панцирная башня. Для защиты Тиватской линии обороны австро-венгров и прилегающих территорий в Горажде было использовано изобретение военного немецкого инженера Германа Грюсона (Hermann Gruson), друга семьи Крупп, уже 400 лет известного производителя оружия в мире. Изобретение простое-на небольшом цилиндре на колесах и с вращающейся сферической крышей со встроенной пушкой небольшого калибра. Внутри цилиндра помещался боец или два . Вооружение двумя весьма солидными стволами по 120 мм. Управлял этой установкой один человек, а поворотный механизм приводился в движение двумя другими солдатами. Дальнобойность этих пушек составляла более 10 километров. Подобных установок в мире было произведено всего пять. Все они использовались на территории Австро-Венгерского королевства в восточной Европе. Но до наших дней сохранилась лишь одна — в Черногории на крепости Горажда

 

Черногория-горные крепости (продолжение)

Крепость Горажда являлась одной из опорных крепостей, построенных австрийцами на побережье Боки. В её задачи входило наблюдение вод и побережья в тиватской части Бока-Которского залива, а так же ведение оборонительного огня на больших дистанциях

А вот в венгерском языке есть устаревшее слово «garazda», что означает «сварливый». Кстати, под Сараево в Боснии есть местечко с похожим названием Gora?de, вошедшее в историю кровопролитными боями во время Боснийкой войны 1992-95 гг.  Возможно это местное название самого холма, на котором расположена крепость. Австрийцы никогда не утруждались в изобретении новых названий для своих крепостей. о своей архитектуре крепость весьма необычна.

Опишем ее последовательно, начиная со входа. Итак, перед вами мост через ров, а точнее это бетонная плита. Она появилась здесь уже в XX веке. До этого здесь, скорее всего, был перекидной мост. Петли для крепежа тросов сохранились до сих пор. Оказавшись на мосту, справа во рву вы можете увидеть бойницы. Это капонир, служащий для обороны самого рва.

Вокруг этой крепости их 4. Прямо перед вами входной коридор и петли для ворот. Справа и слева от коридора из стен торчат обрезки стержней. Они были длиной до метра и обтянуты колючей проволокой. Но после военных действий их спилили, чтобы местная детвора не покалечилась.

Сам коридор загнут так, что сквозь него невозможно увидеть вход в крепость. Это сделано для того, чтобы было невозможно снаружи прострелить вход в крепость. В итоге мы можем видеть почти разрушенную левую стену. Вероятно, по ней велся огонь из крупного калибра. Пройдя этот коридор, вы окажитесь перед еще одним перекидным мостом. Оказывается, ворота в крепость находятся на островке, окруженном рвом. Но теперь перед вами уже вход в здание. Обратите внимание на ставни окон и двери крепости. В каждой из них вы увидите бойницы.

Черногория-горные крепости (продолжение)

типичный санузел данной австрийской крепости -музейное фото

Коридоры

 

Черногория-горные крепости (продолжение)

Бронекупол

ПРОДОЛЖЕНИЕ