Крепость Святого Андрия или форт Воронья Гора

DJI00215

воронья гора с высоты птичьего полета



В очень сложной илирийско-дуклянско-римско-турецко-черногорской истории этого местечка, расположенного на самой высокой точки над Рисаном ,можно долго разбираться, но истина состоит в том , что сюда надо обязательно прийти и взглянув сверху на Бока-которский залив, понять ,что не зря прожил жизнь.

Оригинальная деталь венецианской церкви в Галогац

Оригинальная деталь венецианской церкви в Глоговац на пути к крепости Святого Андрия

Отсюда символически панорамно видно всю историю огромной части мира начиная с патриархальных библейских времен до нашего времени. Расцвет и падение языческой Иллирии, Римской империи ,затем Османской и Австро-Венгерской , не считая промежуточных венецианских ,наполеоновских и прочих периодов. Отсюда как нигде видна суетность мировых держав и вечность человеческого духа Черногории.

Первые вещественные артефакты и строения говорят о том ,что тут в 15 веке потрудились венецианцы. Они построили крепость святого Андрия для наблюдением и защитой от турок-османов. От этих времен осталась полуразрушенная католическая церковь святого Иоанна ,которую можно посетить в заброшенной деревне Глоговац на пути к форту-крепости Святого Андрия.22210392
В течении 17-18 веков ,построенная как пограничный пункт , крепость Святого Андрия была в запустении ,но перед первой мировой войной сюда пришли войска Австро-Венгрии и взялись за обустройство своих рубежей очень основательно.
Первые укрепления в прибрежной зоне Черногории, в целях защиты

0_1254e

полуразрушенная венецианская церковь Святого Иоанна 12-15 век по пути к форту Воронья гора

залива от вражеских атак с моря, австро-венгры начали строить в 30-х годах 19 века.
По словам профессора из Технического университета города Грац Фолькера Кристиана Пахауера (Folker Pahauer), который является одним из основателей и членов австрийской ассоциации по исследованию крепости, эта система была построена в пять этапов до начала Первой мировой войны.

Австро-венгерские стратеги учли, что в дополнение к прямым атакам кораблей на входе в Боку, есть опасность комбинированных действий морской артиллерии и высадки морского десанта в Конавле, и заливе Трасте, одновременно с атаками черногорцев из Драгали или со старой дороги Цетинье — Котор, с установкой осадных орудий на Ловчене, которые смогут накрыть цели в Боке, и атак из области Грбали на Будву.

тропинка вверх к крепости

тропинка вверх к крепости

Чтобы избежать этого, Австро-Венгерская империя с 1838 по 1914 построила замечательную оборонительную систему, в которой гораздо большее внимание стало уделяться береговым объектам, а не морской границе.

m

Перевод подписи Legende — Крепость с бронированной конструкцией — Постоянная крепость, упрепленная высота, блок-казарма — железные заграждения (предположительно, надпись неразборчива).

И именно они стали служить основой для операций против Черногории. Работа началась со строительства дорог и основания лагерей для концентрации сил . В Црквице и Леденице-Гркавац было начато строительство нескольких линий оборонительных укреплений.

Морской фронт остался лишь частью обороны, тогда как главное место стали играть крепости на внутренних горных рубежах.
Когда Австрия только завладела областью вокруг Боки, здесь было лишь небольшое количество дорог, идущих только вдоль побережья. Для доставки тяжелого вооружения для оборудования своих крепостей в горных условиях появилась срочная необходимость развития дорожной сети.

разрушенная строение крепости

разрушенная строение крепости

Австрийцам за последующие годы удалось разработать обширную дорожную сеть и завезти из недр империи огромные крепостные орудия различного калибра. Надо заметить , что австро-венгерская армия впервые в мире стала подвозить тяжелые боевые орудия и снаряды прямо на место назначения. Для этого была налажена работа по производству очень мощных тягачей.
Кстати Большая часть построенных австо-венграми дорог используется до сих пор.
Развитие дорожной сети, безусловно, зависело от многих условий: оценки военно-политической обстановки, финансирования и австро-венгерского стремления к экспансии в Боснии , Сербии и Черногории.7674261
Наиболее интенсивное строительство дорожной сети вокруг Боко-которского залива пришло на 1882 — 1914 годы. Большинство по-прежнему существующих здесь дорог построено именно силами австро-венгерской армии и исклю

австро-венгерские дежурные связисты 1893 г

австро-венгерские дежурные связисты 1893 г

чительно для военных целей и планируемых боевых операций.
В Рисане постоянно присутствовал армейский гарнизон в составе не полного батальона.

апрель 1909 года австрийцы над бока-которкой

апрель 1909 года австрийцы над бока-которкой

Над городом в 1891 году было устроено стрельбище, а на побережье выстроен причал. История форта начинается в 1881 году. Это был период когда Австро- Венгрия начала строить укрепления, призванные обезопасить залив от – Черногорских и Российский посягательств. Мало кто знает ,что в окрестностях Боки работала австро -венгерская пекарня , производившая хлебо-булочные изделия для всех окрестных гарнизонов великолепного качества, при этом она была второй по мощности во всей австо-венгерской империи.( в следующих постах мы обязательно подробно о ней расскажем)

Артиллерийский автомобиль-генератор М16 (C-Zug) с бензиновым двигателем в 150 л. с. работал не как тягач, а как передвижная электростанция, к которой был подсоединен прицеп-вездеход с восемью мотор-колесами с внутренними полюсами, на каждые две оси имелись поворотные тележки. При собственном весе в 15 т прицеп мог перевозить до 27 т груза, полная масса прицепов достигала 44 т, скорость движения автопоезда — 16–27 км/ч, расход топлива — 300 л на 100 км.

Артиллерийский автомобиль-генератор М16 (C-Zug) с бензиновым двигателем в 150 л. с. работал не как тягач, а как передвижная электростанция, к которой был подсоединен прицеп-вездеход с восемью мотор-колесами с внутренними полюсами, на каждые две оси имелись поворотные тележки. При собственном весе в 15 т прицеп мог перевозить до 27 т груза, полная масса прицепов достигала 44 т, скорость движения автопоезда — 16–27 км/ч, расход топлива — 300 л на 100 км.

Форт Воронья Гора (Vranovo Brdo) окончательно построен в 1880-ых годах и был оборудован отрытыми артиллеристскими позициями.
Тактическая роль форта состояла в прикрытии юго-восточного подхода к горе Goli Vrh. Так же под его прикрытием находилась пешая тропа до Vranovo Brdo и дорога до деревни Велье село (Velije Selo) .Так же он мог поддержать огнем Форт Леденице (Fort Ledenice) и форт Шавник (Fort Sanik)
Как все-же осуществлялась доставка мощного вооружения и снарядов на такую высоту?
Тут не обошлось без Фердинанда Порше.
17 декабря 1908 г. Ferdinand Porsche представил проект активного автопоезда с бензоэлектрической силовой установкой. Он состоял из двухосного тягача со 100-сильным двигателем и электрогенератором мощностью 93 кВт, от которого ток напряжением 300 В поступал на электромоторы задн

все крепости австро-венгрии на карте

Перевод подписи Legende: — Минные зоны до начала Первой Мировой войны — Минные зоны, созданные во время войны — Заградительные троссы — Укрепления

их колес тягача и 5 прицепов со всеми управляемыми мостами. Автопоезд, известный впоследствии как A-Zug, мог передвигаться со скоростью 18 км/ч, прекрасно вписываясь в серпантин горных дорог, и потому сразу же поступил на службу в Боснию и Герцеговину и Черногорию, аннексированные Австро-Венгрией. Производил эту уникальную по тем временам технику концерн «Austro-Daimler»
Тяжелые орудия и бронированные элементы крепостей производила фирма «Skoda» работавшая на вооружение австро-венгрии , начала работы над новым поколением тяжелых осадных орудий 24-см М16, 38-см М16 и 42-см М16. Cтало понятно, что если военные заказчики хотят, чтобы орудия были высокомобильным и доставлялись по горным дорогам, необходимо начать разработку нового тягача. Этот проект доверили также Фердинанду Порше (Ferdinand Porsche).

Он пошел по пути совершенствования конструкции A-Zug. 6-цилиндровый (объемом 20,32 литра) бензиновый двигатель при помощи электрогенератора вырабатывал ток, который подавался на два электродвигателя, вращавшие задние колеса. Изюминкой конструкции было то, что ток с электрогенератора передавался на восемь электродвигателей всех четырех прицепов (по два на задний мост каждого прицепа)! На прицепах перевозилось, разобранное на четыре части, тяжелое орудие. И когда этого монстра с орудием надо было переправлять через мост- то чтобы он не рухнул, вначале перевозили генератор , а потом разматав и подключив провода , осторожно перевозили сам тягач с орудием.

первая мировая в Черногории

первая мировая в Черногории -атака на Ловчен и победа сербов-черногорцев

После первой мировой войны эти уникальные машины были забыты: военные заказы прекратились, и Austro-Daimler попал в полосу неудач. Единственное, что он смог предложить — в 1921 г. грузовой электромобиль, не имевший особого успеха. Ferdinand Porsche покинул предприятие. В 1923 г. его сменил Карл Рабе (Karl Rabe), посвятивший себя созданию престижных автомашин концерна Фольксваген.
Известный исследователь и популяризатор австро-венгерских крепостей полковник в отставке Радоница Павичевич, написавший о них книгу, сказал…

австро-венгерские тяжелые боевые орудия

австро-венгерские тяжелые боевые орудия

… я посетил восемьдесят три укрепления, и думаю, что это далеко не всё. Не говоря уже о всех опорных объектах — дорогах, инфраструктуре, казармах, клубах офицеров, пекарнях, клиниках, больницах, кладбищах, стрельбищах, гостиницах, магазинах, мастерских и даже театрах, которые были построены в некоторых, совершенно удивительных нас местах — «в глуши». При этом «Прибрежная крепость Бока» функционировала как хорошо отлаженный механизм … Если все это расставить на карте, и рассмотреть места выбора всех этих объектов в зависимости от цели, от прямой зрительной видимости и возможности связи, то вы увидите, что всё направление Ledenice-Crkvice покрыто небольшими укреплениями, в которых находились только небольшие гарнизоны и водяные цистерны, и которые в буквальном смысле доминировали и «охватывали» весь этот район.

Тягачи на службе австро-венгрии

Тягачи на службе австро-венгрии

Вы будете просто очарованы всем этим. Не говоря уже о гораздо более крупных и внушительных укреплений как Дврсник, Стражник, Враново брдо и других, которые и по сей день выглядят как настоящее солдаты. Все крепости соединены дорогами, которые по сей день или находятся в хорошем состоянии, или заросли. … Я снимаю шляпу перед Австро-венгерскими офицерами и проектировщиками, которые создали эту блестящую систему по защите австро-венгерской военной базы в Боке. Особенность укреплений еще и в том, что все они построены в то время, когда еще не было радиосвязи, и устанавливались таким образом, что составляли соответствующую систему зрительной сигнализации, … В любое время была возможность связаться посредством оптических сигналов. Так, например, информация из арсенала в Тивате в крепость на Драгали передавалась по линии Арсенал – крепость Мажина – Врмац — Враново брдо — Гркавац-Гребен – Янков врх — Драгали и достигала пункта назначения за 2-3 минуты.

0XL

красная железная коробка под указателем с названием крепости. Составная и верхняя часть открывается. В коробке записная книжка и ручка, спички и сухое топливо, . Что-то вроде тайника. Можно отметиться и почитать кто был до Вас,

76a22210289

Добавить комментарий